Модель взаимодействия | GTO
GTO

GTO

Готов к Труду и Обороне

Модель взаимодействия

Модель взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах управления процессом внедрения комплекса ГТО

Наиболее близким к непосредственной работе с населением звеном в системе взаимодействия при управлении сферой физической культуры и спорта в регионе является муниципальный уровень.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях.

В управлении развитием физической культуры и спорта муниципальные органы власти исходят из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

Основная цель – ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта, в том числе и внедрение комплекса ГТО.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет, сектор и т. д.) администрации.

Структурное подразделение по физической культуре и спорту совместно с другими подразделениями администрации (в области образования, здравоохранения, молодежной политики и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

  • спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях, независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
  • детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;
  • образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
  • муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (бассейнов, спортивных залов, тиров, лыжных баз и др.).

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с общественными объединениями спортивной направленности по всем вопросам развития данной сферы, в частности:

  • совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;
  • оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие
    решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;
  • осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивными организациями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях физическое воспитание детей школьного возраста, а также обучающихся образовательных организаций составляет важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления, поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют программы, в которых предусматривается:

  • повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;
  • расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов;
  • введение дополнительных учебных и вне учебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области образования и в области физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления в части внедрения комплекса ГТО также имеют право:

  • устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта;
  • освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий;
  • вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры и спорта, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проведение в муниципальных спортивных сооружениях занятий бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и, в случае необходимости, предусматривать компенсацию спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других, не запрещенных законом источников.

Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется по решению нормативно-распорядительных актов органов местного самоуправления.

Приведенный выше анализ полномочий органов местного самоуправления на основе норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации позволяет построить модель взаимодействия в управлении физической культурой и массовым спортом, а также в организации работы по внедрению комплекса ГТО на муниципальном уровне (рис. 2).

Ключевую роль в организации работы по развитию физической культуры и спорта на уровне местного самоуправления играют представительные и исполнительные территориальные органы муниципальных образований. От их решений зависит, будет ли в администрации муниципального образования сектор, отдел или комитет по физической культуре и спорту? Будет ли в районе, городе муниципальная программа развития физической культуры и спорта для отдельных групп населения? Будет ли организована полноценная работа по внедрению комплекса ГТО среди граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Модель взаимодействия при управлении процессом внедрения комплекса ГТО в субъекте Российской Федерации на уровне местного самоуправления

На муниципальном уровне акценты в системе управления процессом внедрения комплекса ГТО смещаются на решение конкретных проблем материально-технического и кадрового обеспечения.

На первое место выходит проблема обеспечения населения условиями для занятий физической культурой и возможностями для подготовки к выполнению видов испытаний и нормативов комплекса ГТО.

Нобходимо обеспечить условия для занятий физической культурой и спортом, помощь квалифицированных специалистов, а также информирование каждого жителя муниципального образования об условиях предоставления услуг спортивных сооружений, сведений о возможности участия в мероприятиях комплекса ГТО,  — это процессы, которые приводят к значительным инвестициям и расходам из средств муниципального бюджета. Финансирование сферы физической культуры и спорта является важнейшим и зачастую определяющим звеном для эффективного функционирования муниципального уровня.

 Кроме того, успех работы по внедрению комплекса ГТО на местах зависит от правильно подобранных организационных форм работы, к которым на муниципальном уровне можно отнести:

  • создание и деятельность различных координационных советов и комиссий по межведомственному взаимодействию в рамках реализации комплекса ГТО;
  • проведение праздников, спартакиад, фестивалей, игр, районных и городских массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий по видам испытаний комплекса ГТО.

Эффективность работы данной системы определяется в соответствии с  критерием «количество граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом», предложенным в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года».

Коррекция управленческих решений по результатам функционирования системы должна осуществляться снизу вверх от населения муниципальных образований к органам власти, принимающим решения.

В подтверждение этому комплекс ГТО предполагает руководствоваться проведением постоянного наблюдения за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и спорта, за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом и выполнивших нормативы и требования комплекса ГТО. С этой целью Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации утвердила ежегодную Форму федерального статистического наблюдения №2-ГТО.