Распределение граждан по ступеням с учетом пола и возраста:
1 ступень – мальчики и девочки от 6 до 8 лет (1-2 класс);
2 ступень – мальчики и девочки от 9 до 10 лет (3-4 класс);
3 ступень – мальчики и девочки от 11 до 12 лет (5-6 класс);
4 ступень – юноши и девушки от 13 до 15 лет (7-9 класс);
5 ступень – юноши и девушки от 16 до 17 лет (10-11 класс);
6 ступень – мужчины и женщины от 18 до 29 лет;
7 ступень – мужчины и женщины от 30 до 39 лет;
8 ступень – мужчины и женщины от 40 до 49 лет;
9 ступень – мужчины и женщины от 50 до 59 лет;
10 ступень – мужчины и женщины от 60 до 69 лет;
11 ступень – мужчины и женщины старше 70 лет.
Каждая из одиннадцати ступеней комплекса включает требования к усвоению и владению теоретическими знаниями и навыками, а также содержит нормативы для выполнения практических испытаний (тестов).
Структура каждой ступени одинакова и включает в себя три блока:
- виды испытаний (тесты), которые позволяют определить уровень развития физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков;
- нормативы, которые позволяют дать оценку развитию физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека;
- рекомендации недельного двигательного режима для успешной подготовки и выполнения нормативов комплекса ГТО.
В свою очередь, испытания (тесты) подразделяются на обязательные и факультативные (по выбору).
К обязательным испытаниям (тестам) относятся – определение уровня развития быстроты, силы, выносливости и гибкости с учетом ступеней комплекса ГТО.
Тесты по выбору подразделяются на испытания по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей; овладению навыками прикладного характера.
Уровень знаний и умений в сфере физической культуры и спорта оценивается по следующим вопросам:
- значение физической культуры и спорта;
- влияние средств физической культуры на уровень здоровья, повышение физической и умственной работоспособности;
- гигиенические аспекты самостоятельных занятий физической культурой;
- средства и методы контроля физического состояния при применении различных форм физической культуры;
- методические основы самостоятельных занятий;
- исторические аспекты развития физической культуры и спорта;
- овладение практическими умениями и двигательными навыками в физкультурно-спортивной деятельности.